О нас

Основа деятельности и задачи Фонда

Корпоративный Казахстанский фонд защиты прав потребителей является некоммерческой организацией, созданной для содействия в реализации прав граждан в области потребительской политики государства.
 
Фонд, в полном соответствии с законными демократическими принципами, руководствуясь общими для всех граждан социальными мотивами, на основе гражданских инициатив противодействует любым проявлениям ущемления потребительских прав, обеспечивая дальнейшую сохранность традиционной толерантности в казахстанском обществе.
 
В своей деятельности оказывает содействие населению и неправительственным организациям, Национальной палате предпринимателей Атамекен, а также органам власти Республики Казахстан в создании социально-ответственной предпринимательской среды и дальнейшему развитию государственных гарантий потребителей.
 
Последовательное формирование цивилизованных основ регулирования отношений с участием потребителей позволит сбалансировать интересы потребителей с интересами предпринимателей и получить целый комплекс правовых норм с последующим общим социальным преображением правовой базы государства.
 
В Казахстане с развитыми институтами поддержки бизнес-инициатив необходимо создание комплекса современных мер, позволяющих выделить наиболее прогрессивные организации с целью их поддержки и развития.
 
В каждой из отраслей предоставления услуг и товаров, таких как Общественное питание, Продовольствие, Коммунальные услуги, Общественное здоровье, Образование, Телекоммуникация, Банковские услуги, Транспорт, Фармацевтика, Гостиничные услуги и других за прошедшие годы сложились проблемы, наносящие различный урон здоровью и имуществу граждан, сопровождающиеся психоэмоциональными потерями для них.
 
В противодействие этому Фонд на постоянной основе организует практику подачи исков в суды от неопределенного круга лиц в защиту прав граждан как основной инструмент влияния на организации, нарушающие права большого числа потребителей.
 
Фонд способствует развитию социальных инициатив граждан и их правовых гарантий путем налаживания независимого анализа качества товаров и услуг в пользу потребителей.
 
Важным для Фонда является доверие общественности как к организации, нацеленной на обеспечение социальных гарантий граждан, повсеместной компетентной защиты их прав на качественные товары и услуги.
 
Фондом оказывается эффективное, законное воздействие на предпринимателей, действующих с нарушениями, выявление системных нарушений законных требований потребителей и их решение.
 
Результатом деятельности Фонда является доля ориентированного по качественным показателям бизнес-сообщества, потребление товаров и услуг с повсеместной юридической защитой Фонда и власти, развитая сеть рекомендаций Фонда.

Деятельность фонда:

Внедрение лучшей релевантной мировой практики защиты прав потребителей

Сегодняшними вызовами являются - глобализация торговли, усиление дисбаланса в доступе к информации и в возможности потребителей вступить в переговоры с бизнесом, быстрорастущее разнообразие товаров и услуг, сложность производственных и дистрибуционных систем и их неотзывчивость, развитые практики маркетинга и рекламы, мобильность потребителей, быстрый рост интернет торговли и другие.
Глобальные тенденции усилили необходимость в национальной политике в области защиты прав потребителей и механизмов их реализации.
Фонд, в своей деятельности, опираясь на законы страны и опыт развитых экономик, проводит работу, направленную на защиту интересов всех потребителей и качественного местного производителя.
В процессе формирования у каждого члена общества нетерпимого отношения к нарушению потребительских прав детально пересматриваются внутренние аспекты сфер на наличие проблем с последующими их решением.
Для потребителей при этом предоставляются тематические информационные передачи в СМИ с доступными разъяснениями и информированием о проводимой работе Фонда.

Результат:
Создание условий, при которых, весь бизнес будет способен на диалог с потребителем в рамках заданных цивилизованных правил.

Своевременное информирование потребителей о безопасности и качестве товаров и услуг, консультирование потребителей по нарушенным правам

В настоящее время, одним из основных источников информации для населения являются интернет сайты и мобильные приложения, очевидно, что существует потребность в единой информационной системе, ориентированной на потребителя.

Признано, что потребитель, знающий о своих правах и способах защиты, имеющий достаточную информацию гораздо реже подвергается незаконным актам со стороны продавца или услугодателя.

Сформированная Фондом база системы позволит потребителю получить доступ к информации о продуктах и услугах, выявить их соответствие всем действующим нормам и стандартам.

Создается единая информационно-методологическая среда для потребителей и общественников, а также судей, правоохранительных органов, нотариусов и других заинтересованных лиц.

Предусмотрен Личный кабинет для потребителя с возможностью составления онлайн заявления для досудебного обращения к нарушителям, в судебные и другие органы.

Подлежит развитию система, при которой бизнес будет заинтересован получением большей для себя выгоды и соответственно стремиться к повышению качества услуг с помощью рекомендаций Фонда.

Результат:
Повышение знаний граждан относительно своих прав, превентивная защита потребителей.

Стимулирование увеличения на потребительском рынке доли материальных благ повышающих качество жизни человека

Построение рыночных отношений происходило при высоком патриотизме в обществе, общепризнанным явлением стало стремление граждан к лучшей жизни, бытовому комфорту. Однако, в Казахстане недостаточно развиты инструменты стимулирующие потребителя на приобретение качественного продукта, в том числе отечественного, нет четкого потребительского ориентирования. Не достаточно сформированы стандарты качества потребительских услуг, где бы устанавливались общепринятые критерии, доступные для понимания и потребителя и бизнеса.

Фонду предстоит на постоянной основе проводить независимое и объективное тестирование всех сегментов рынка товаров, услуг, подразумевающий полный анализ по качеству, цена-качество.

Для обеспечения беспристрастности и объективности тестирования Фондом совместно с независимыми общественными потребительскими объединениями товары, услуги закупаются предварительно не информируя тестируемую сторону в открытых торговых сетях либо салонах, тесты проводятся в аккредитованных лабораториях. По опубликованным результатам определяются победители, которым присваивается Знак качества «Проверено и одобрено Казахстанским Фондом защиты прав потребителей как безопасный продукт для потребления человеком». На основе тестов составляется Общенациональный Рейтинг.

Результат:
Изменение изживших норм поведения бизнес сообщества и как следствие к повышение правовых гарантий граждан, закрепляемых в сводах и правилах организаций.

Содействие населению и Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан в создании добросовестной конкуренции предпринимателей, ориентированных на потребителей

Главной из поставленных задач Национальной палаты предпринимателей Атамекен является защита прав и интересов бизнеса и обеспечение широкого охвата и вовлеченности всех предпринимателей в процесс формирования законодательных и иных нормативных правил работы бизнеса.

Правилами работы бизнеса являются саморегулируемые акты, соответствующие законодательству Казахстана, Евразийского Союза и нормам ВТО, при этом большинство отраслевых саморегулируемых актов бизнеса по качественным показателям остались без своих основ в силу неразвитости институтов.

В быстрорастущем мире, где товары и услуги предоставляются с использованием высокоразвитых технологий маркетинга граждане подвержены высокой степени опасности приобретения некачественного, нередко небезопасного продукта.

Важной задачей Фонда является содействие населению и Национальной палате предпринимателей в создании социально-ответственной предпринимательской среды с достижением европейского уровня развития механизмов в правилах работы бизнеса.

Взаимодействие основанное на понимании имеющихся проблем в сферах продовольствия и услуг может привести к созданию общего с госорганами механизма воздействия на предпринимателей нарушающих права граждан. Работа также предполагает взаимный обмен информационной базой для формирования и прогнозирования потребностей в отраслях в материальных благах для населения.

Важно понимание, что Не все потребители являются предпринимателями но все предприниматели являются потребителями. Довольный качеством жизни, здоровый потребитель, подкрепленный надежной защитой своих законных прав создает высокий потенциал роста для бизнеса в целом.

Результат:
Фонд проанализирует основные правовые нормы, акты организаций, выявленные недостатки при этом подлежат корректировке на предмет преемственности внедряемых моделей с учетом внутренних особенностей потребителей.

Создание эффективной модели взаимодействия с государственными органами по проблемным вопросам в сфере защиты прав потребителей

В Республике Казахстан развиты основные гарантии на получение судебной и иной правовой защиты граждан, сформирована обширная законодательная база.

«Ежегодный доклад на имя Главы Республики Казахстан О состоянии дел в сфере защиты прав потребителей» неоспоримо должен занять свое место в общей иерархии нормативных актов, послужить ключевым, оптимизирующим звеном отражающих всеобщую деятельность на пути формирования системы предоставления потребительских услуг и товаров отвечающим мировым стандартам качества.

Однако, для государственного аппарата вызовы на потребительском рынке подлежат решению в случае нарушения норм по безопасности тогда как качественные показатели в большинстве случаев не учитываются.

При соотношении критериев по качеству безопасных товаров и услуг государственный служащий не является эффективным менеджером, поскольку могут нарушаться права предпринимателей на свободную конкуренцию.

Уполномоченный государственный орган как межотраслевой координатор в сфере защиты прав потребителей вносит решения предварительно направляемые ему Фондом в соответствующие органы для принятия решений по жалобам потребителей.

Участвует в государственном социальном заказе по изготовлению и распространению информационных материалов для потребителя, содействует государству в проведении политики противодействия распространению незаконных товаров и услуг.

Результат:
Фонд на постоянной основе проводит мониторинг нормативной правовой базы на предмет нарушения законных прав потребителей и при совместной с уполномоченным органом работе на заседаниях внедряет надлежащие поправки в законодательство.

Поддержка общественных объединений потребителей

Мировая практика показывает, что общественные объединения играют значимую роль в формировании на рынках качественных и безопасных услуг и товаров.

Права граждан и их возможности получения множества услуг развивались в республике стремительными темпами, созданы эфективные центры обслуживания населения, формируется Правительство для граждан, включающее свыше 500 различных вопросов, имеющее малое количество равных аналогов в мире.

При этом, пока еще, в Казахстане отмечается слабая развитость общественных объединений потребителей, на сегодня действуют в городах республиканского значения от 5 до 10 и до 3х в каждом областном центре, при этом в городах областного значения и райоах отсутствуют такие организации.

Фонду предстоит развитие его территориальных подразделений, а также развитие отношений со столичными и областными общественниками, которым будет предоставляться постоянно формируемая база данных Инфотека для налаживания более квалифицированной и как следствие эффективной работы при оказании помощи гражданам.

В республике нет единого подхода в принятии решений судьями по потребительским делам. Следует обобщить всю имеющуюся правоприменительную практику общественных объединений и предложить судебным органам принятие ими акта об единой практике отправления таких решений.

Сегодня все граждане цивилизованного мира нуждаются в знаниях о сохранении и использования имеющихся у них личных средств и имущества начиная со школьной скамьи, в связи с чем проведение силами Фонда и общественников семинаров в учебных заведениях начиная со второго уровня образования, организациях специального и высшего образования по внедрению основ потребительской этики является важной задачей Фонда.

Результат:
В развитых странах на протяжении многих лет формировались системы, обеспечившие благополучное и удобное проживание граждан, Фонду, совместно с общественниками, поэтапно предстоит внедрять те решения, которые возможны в наших условиях.