Памятка для потребителей

Кто такой потребитель?

Ответ: потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) для удовлетворения своих потребностей.

Какие основные термины и понятия должен знать каждый потребитель?

1) изготовитель - физическое или юридическое лицо, производящее товар для реализации;
2) срок годности - период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению;
3) работа - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой имеют материальное выражение;
4) недостаток - несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям технических регламентов, нормативных документов по стандартизации, условиям договора, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной продавцом (изготовителем, исполнителем);
5) гарантийный срок – период времени, установленный продавцом (изготовителем, исполнителем), законодательством Республики Казахстан или договором в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, которые исчисляются со дня изготовления, приобретения товара (работы, услуги), в течение которых продавец (изготовитель, исполнитель) гарантирует качество товара (работы, услуги), при условии его надлежащего использования и хранения;
6) услуга - деятельность, направленная на удовлетворение потребностей потребителей, результаты которой не имеют материального выражения;
7) срок службы – период времени, установленный в днях, месяцах, годах, или наработка, установленная в часах, циклах срабатываний, километрах пробега или иных аналогичных показателях, предусмотренных законодательством или договором, исходя из функционального назначения товара (результата работы), в течение которых товар (результат работы) возможно использовать по назначению;
8) исполнитель - физическое или юридическое лицо, выполняющее работу или оказывающее услугу по договору;
9) срок хранения – период времени, в течение которого товар (результат работы) при соблюдении установленных условий хранения сохраняет качество, свойства и характеристики, указанные в нормативных документах, устанавливающих требования к качеству товара (работы, услуги), и (или) в договоре;
10) продавец - физическое или юридическое лицо, реализующее товар в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан;
11) товар – продукт (продукция) деятельности изготовителя (исполнителя), предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;
12) безопасность товара (работы, услуги) - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, а так же окружающей среде, при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, утилизации товара или в процессе выполнения работы (оказания услуги);
13) качество товара (работы, услуги) - совокупность характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить потребности потребителя;
14) документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), - контрольный (товарный) чек либо квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, иной документ, содержащий сведения о наименовании, стоимости товара (работы, услуги), дате приобретения, продавце (изготовителе, исполнителе);
15) потребитель – физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;
16) общественное объединение потребителей – организация, созданная в результате добровольного объединения граждан в целях защиты прав и законных интересов потребителей;
17) уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей (далее – уполномоченный орган) – государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере защиты прав потребителей.

Что должен делать потребитель, если нарушены его права и куда он может обратиться?

В первую очередь, потребитель должен знать какие у него имеются законодательно закрепленные права. В соответствии с законом «О защите прав потребителей» у него имеются 14 прав (статья 7 Закона).

Справочно:

1. Право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг);
2. Право на доступ к информации в сфере защиты прав потребителей;
3. Право на получение информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе);
4. Право на приобретение безопасного товара (работы, услуги);
5. Право на свободный выбор товара (работы, услуги);
6. Право на надлежащее качество товара (работы, услуги);
7. Право на обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества;
8. Право на возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги);
9. Право на получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги);
10. Право на предъявление претензии к инициатору (организатору) игр по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненного, оказанного) в виде выигрыша;
11. Право на создание общественных объединений потребителей;
12. Право на возмещение морального вреда;
13. Право на защиту прав и законных интересов;
14. Право на осуществление иных прав, предусмотренных Законом «О защите прав потребителей» и иными законами Республики Казахстан. Затем, потребитель должен знать, куда он может обратиться. В случае нарушения прав потребитель может для защиты своих прав может обратиться к: - продавцу, изготовителю, исполнителю путем направления претензии или жалобы; - общественным объединениям, медиаторам (чтобы они ему помогли) для представления интересов потребителя; - государственным органам; - и к судебным органам с исковым заявлением. При этом, потребитель должен четко знать как правильно юридически грамотно составить претензию или исковое заявление, а также иметь подтверждающие документы о нарушениях его прав, это может быть контрольно-кассовый чек, договор, акты выполненных работ, и т.д.

Какие обязанности имеются у продавцов (изготовителей, исполнителей)?

Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан:
1) предоставить информацию о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) на казахском и русском языках;
2) обеспечить безопасность товара (работы, услуги);
3) обеспечить свободный выбор товара (работы, услуги);
4) обеспечить надлежащее качество товара (работы, услуги);
5) обеспечить обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества;
6) возместить в полном объеме убытки (вред), причиненные жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги);
7) иметь в наличии контрольно-кассовые машины в порядке и случаях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан;
8) размещать в месте нахождения контрольно-кассовых машин информацию на казахском и русском языках о необходимости получения потребителем контрольного (товарного) чека и о его праве обратиться в орган государственных доходов (с указанием номера телефона соответствующего органа государственных доходов) в случае нарушения порядка применения контрольно-кассовых машин;
9) обеспечить наличие у физического лица, непосредственно осуществляющего деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), нагрудной карточки (бейджа) с указанием его фамилии, имени и отчества (при его наличии) и соблюдение им санитарных правил и гигиенических нормативов;
10) при продаже товара (выполнении работы, оказании услуги) выдать документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги);
11) соблюдать заявленный режим работы;
12) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан. Продавец (изготовитель) обязан указывать стоимость товара, оформленного ярлыком цен, выставленного во внутренних и внешних витринах торгового объекта, а также обеспечить условия хранения товара. Изготовитель (исполнитель) обязан указывать стоимость работ и услуг в письменном виде. Изготовитель обязан устанавливать срок годности, срок хранения товара.

Может ли потребитель возвратить или обменять товар?

Ответ: Потребитель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации, произведя, в случае разницы в цене, необходимый перерасчет с продавцом (изготовителем). При этом, непродовольственный товар не должен быть в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также необходим документ, подтверждающий факт приобретения товара (контрольно-кассовый чек), за исключением: лекарственных средств, изделий медицинского назначения; нательного белья; чулочно-носочных изделий; животных и растений.

Что значит защита прав потребителей?

Это комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности – изготовителем, исполнителем, продавцом и включает в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.

В чем заключается цель защиты прав потребителей?

Цель защиты прав потребителей заключается в удовлетворении законных потребностей потребителей.

Что делать потребителю, если ему продали товар ненадлежащего качества?

Потребитель (статья 15 Закона «О защите прав потребителей»), которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
1) соразмерного уменьшения покупной цены;
2) безвозмездного устранения недостатков товара.
3) возмещения своих расходов на устранение недостатков товара;
4) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
5) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
6) расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Какие полномочия имеют общественные объединения потребителей (ассоциаций, союзы)?

Общественные объединения потребителей, ассоциации (союзы) вправе:
1) вносить предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей в уполномоченный орган и иные государственные органы;
2) обращаться в государственные органы в целях содействия в рассмотрении факта нарушения прав потребителей;
3) изучать потребительские свойства товара, спрос на него, проводить опросы населения для выявления общественного мнения о качестве товара (работы, услуги);
4) осуществлять прием заявлений, жалоб;
5) обращаться в государственные органы с целью оценки качества товара (работы, услуги) в случае поступления заявления, жалобы потребителя;
6) представлять интересы потребителей в государственных органах, а также в иных общественных объединениях в порядке, определяемом законами Республики Казахстан;
7) предъявлять иски в суд в интересах потребителей, в том числе в интересах неопределенного круга потребителей;
8) исследовать и распространять информацию по проблемам и правам потребителей в средствах массовой информации;
9) реализовать социальные программы, проекты, а также отдельные мероприятия, направленные на решение социальных задач, по вопросам защиты прав потребителей на основе государственных социальных заказов.