Советы юристов

Если ваши права в супермаркете или магазине нарушают, главное — оставаться спокойным и знать основные законы: они практически всегда на вашей стороне. Спокойно объясните свою позицию охране или администрации магазина. При необходимости не стесняйтесь обращаться в регулирующие органы, например, уполномоченные органы по защите прав потребителей, общественные объединения потребителей или полицию. Не лишним будет просмотреть и изучить Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей» — зная его основные положения, отстоять свои права будет гораздо проще. Удачной покупки!   Что делать, если права потребителя нарушаются — советы юристов  
 
image001
 
Нарушение прав потребителей в супермаркетах и магазинах — это явление очень частое. Как правило, граждане не знают свои права и не могут защититься в спорах с недобросовестными продавцами. Мы поговорили с юристами, специализирующимися на защите прав потребителей, и рассмотрели самые частые случаи нарушения их прав.  
 
Может ли охранник осматривать мои сумки и личные вещи?   Если при выходе из супермаркета срабатывает магнитная рамка, охрана и администрация магазина не вправе требовать у вас показать покупки, чек и тем более содержимое сумки! Право на досмотр ваших личных вещей имеет только полиция! Стоит учесть, что магнитная рамка может среагировать на ключи, дисконтные карты или крупные купюры. «Охранник в магазинах и супермаркетах не имеет права требовать осмотрa личныx вещeй покупателя и, тем более, удерживать его силой — такие действия в соответствии с подпунктом 4) пункта 1 статьи 785 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях может совершить только сотрудник полиции, — комментирует юристы — Он может лишь вызвать сотрудников полиции, которые и произведут личный досмотр, причем только в присутствии понятых». Кстати, если охранник применяет физическую силу, вы должны вызвать полицию. Согласно статье 252 Уголовного кодекса Республики Казахстан, охраннику может грозить крупный штраф и даже лишение свободы за превышение полномочий служащими частных охранных служб.    
 image002

Обязан ли я сдавать вещи в камеру хранения?
Вы не обязаны оставлять свои вещи в ячейках для хранения, и охранник не вправе заставить вас сделать это. Сдав сумку на хранение, вы заключаете с магазином договор о безвоздмездном предоставлении услуг хранения вещей. По статье 8 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», любой гражданин свободен в заключении договора и никто не вправе его навязывать. «Вещи нужно оставить на хранение только в том случае, если такое правило прописано во внутреннем уставе магазина. В этом случае охрана магазина обязуется присматривать за вещами. Вы сдаете вещи на хранение и получаете специальный талон. Такая практика уже существует во многих магазинах Астаны и Алматы», — комментируют юристы. Сдавая вещи в ячейку хранения, вы заключаете с магазином договор хранения. Поэтому если ваши вещи пропали, отвечать должен именно магазин, даже если он «ответственности за сохранность не несет».  
 
Что делать, если в магазин не пускают с детской коляской? Магазин не имеет права запретить вам вход с коляской. Некоторые магазины при таком запрете могут руководствоваться внутренними правилами и уставом. Однако помните, что закона, запрещающего вход в магазин с коляской нет, но есть статьи в Конституции и в Уголовном Кодексе Республики Казахстан, которые охраняют ваши права и права вашего ребенка. Согласно статьям Конституции Республики Казахстан, права и свободы человека не могут ограничиваться, и являются действующими там, где это не лимитировано законом. Более того, в Республике Казахстан действует гражданско-правовой принцип: «разрешено все, что прямо не запрещено законодательством». Таким образом, никакой внутренний устав магазина не может запретить вашему ребенку, физически неспособному перемещаться вне коляски, заходить в магазин. Также ограничение конституционных прав человека преследуется статьей 145 Уголовного кодекса Республики Казахстан — «Нарушение равноправия граждан» и карается либо штрафом, либо лишением свободы до 1 года. В следующий раз, когда охранник не захочет пускать вас с коляской в магазин, сошлитесь на статьи в Конституции и Уголовного кодекса Республики Казахстан и пригрозите вызвать полицию.
 
image003

Как поступить, если товар случайно разбился или повредилась упаковка?
  Если вы случайно разбили или испортили товар, который вами еще не куплен, то вы не обязаны за него платить. «Пока товар находится на территории магазина, за него отвечает именно магазин. Ответственность за товар переходит к покупателю только после получения чека — об этом говорится в статье 411 Гражданского Кодекса Республики Казахстан. «Администрация заведения должна создать условия для сохранности своих товаров, например, поставить ограждения или даже постелить ковры. Другое дело, если покупатель разбил товар умышленно, то он обязан заплатить. Но прежде магазин должен доказать это в судебном порядке, предъявив, например, запись с видеокамер», — объясняют юристы.  

image004

Что делать, если у продавца нет сдачи, и он отказывается выдать товар?
  Согласно статье 387.3 Гражданского Кодекса Республики Казахстан, отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается. «Организация, которая редоставляет услуги, обязана их предоставлять, — комментируют юристы. — Наличие сдачи — забота продавца, а не покупателя, и это не повод, чтобы не продать покупателю его товар».  
 
Что делать, если товар оказался просрочен?   Согласно 11 статье Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на безопасность товара, а пункт 3 статьи 31 этого же закона дает покупателю право на возмещение по выбору потребителя -продавцом или изготовителем товара. «Для того чтобы возврат товара прошел без проблем, всегда нужно сохранять чек — в этом случае отказать вернуть деньги вам точно не смогут. Если чека нет, то достаточно будет двух свидетелей, которые смогут подтвердить, что вы приобрели товар в данном месте. В любом случае, магазины редко идут на конфликт при возврате просроченного товара. Если покупатель подаст жалобу в уполномоченные органы по защите прав потребителей, то за реализацию продуктов с истекшим сроком магазину грозит административный штраф, а возможно и небольшой репутационный удар.

image005
Это торговым сетям, конечно, невыгодно», — комментируют юристы.Что делать, если в магазине все же отказываются вернуть деньги или обменять товар? Юристы: «Если покупатель обнаружил, что дата фасовки неверная или товар просрочен, он должен зафиксировать этот факт с привлечением двух свидетелей, например, соседей. Далее, покупатель может обратиться с жалобой в уполномоченные органы по защите прав потребителей и даже в суд». Мы советует в любом случае подать жалобу. Уполномоченный орган по защите прав потребителей привлечет магазин к административной ответственности и поможет подготовить Вам материалы, если Вы решите обратиться в суд.  
 
Можно ли вернуть товар, если упаковка отсутствует или нарушена ее целостность?   «Если вы купили товар, и он Вам не подошел по какой-то причине или просто не нравится, то при возврате и обмене упаковка должна быть целой. Срок возврата товара надлежащего качества по закону — 14 дней, не считая день покупки. Если упаковки нет или в ней что-то отсутствует, продавец может отказать в возврате денег или обмене товара. Но если товар оказался ненадлежащего качества, то наличие упаковки и ее целостность не имеют значения: вам должны обменять товар или вернуть за него деньги», — комментируют юристы. «Товар надлежащего качества можно вернуть без упаковки, если он не входит в перечень технически сложных (например, электроника и бытовая техника). Но если вы купили платье, и оно оказалось большим, вы можете вернуть его без упаковки. Однако, согласно пункту 1 статьи 30 Закона Республики Казахстан „О защите прав потребителей“, все ярлыки и надлежащий товарный вид должны быть сохранены», — комментируют юристы.  
 
Можно ли фотографировать товары в магазине?   «Магазин — это общественное место, а в общественных местах фотографировать можно. Согласно статье 20 Конституции Республики Казахстан, любой гражданин имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Продавец или охранник не имеют права запретить вам делать это», — комментируют юристы. Таким образом, если охранник магазина попробует запретить вам снимать в магазине в личных целях, вы смело можете ссылаться на Конституцию Республики Казахстан и вызывать полицию.

image006